Китай. Пенсионная реформа
Чтобы повысить доходность и поддержать растущее население пенсионеров, Китай приступает к плану по централизации управления пенсионными фондами и переводит деньги в более рискованные активы.
План означает передачу части местных и региональных пенсионных фондов в централизованный Национальный Фонд социального обеспечения (НФСО), который находится в Пекине и имеет более широкие мандаты, чтобы инвестировать в более рискованные активы, такие как акции, облигации и прямые инвестиции.
Расширение НФСО и перевод денег в фондовый рынок служит двойной цели китайского коммунистического режима. Теоретически, инвестиции в фондовый рынок должны приносить большую прибыль и увеличить размер фонда для покрытия растущих пенсионных обязательств. Это то, что местные и региональные фонды не могли совершить из-за их инвестиционных ограничений и низких процентных ставок.
Кроме того, перевод больше институциональных денег в китайские фондовые рынки мог бы снизить уровень неустойчивости фондового рынка путем снижения влияния инвесторов непостоянной розничной торговли. Более стабильный поток средств из пенсионных фондов должны стабилизировать рынки, которые пострадали от внезапного притока инвесторов розничной торговли и оттока капитала в последние два года.
Пекин рассказывает о передаче активов в НФСО с июня прошлого года, в разгар Шанхайского пузыря фондовой биржи и последующим обвалом. Провинция Гуандун стала первой при передачи активов в НФСО, и другие провинции следуют её примеру. По состоянию на декабрь 2015 года НФСО управляло активами в размере 1.9 триллиона юаней (276 млрд. долларов).
Высокие ставки, Большой риск
В настоящее время местные и провинциальные пенсионные фонды ограничены в инвестициях в более безопасные классы активов, такие как банковский долг и государственные облигации для сохранения капитала. Но из-за низких процентных ставок такие инвестиции породили такие скромные доходы, что многие пенсионные фонды оказываются не в состоянии покрыть пенсионные выплаты в то время, когда работники приближаются к пенсионному возрасту.
НФСО не имеет таких ограничений и может инвестировать до 40% в акции. В конце 2015 года, 46 процентов активов Фонда были прямые инвестиции в компании, в то время как остальные активы были управляемые, включая акции. По данным Национального совета Фонда социального обеспечения, который управляет НФСО, его активы оценены на 15,2 процента в 2015 году и 8,8 процента до настоящего времени.
Это хороший доход, цифры можно считать правдоподобными. Но доходность инвестиций и денежно-кредитной политики часто меняется. В иных обстоятельствах—более высокие процентные ставки, например—с фиксированным доходом местные и провинциальные пенсионные фонды могли получить больший доход, чем рискованные вклады НФСО.
Передача активов из провинциальных фондов в НФСО означает, что дело продвигается, судьба всех китайских пенсионеров теперь зависит от инвестиционных менеджеров в Пекине.
Проблема не в разнообразных инвестиционных стратегиях фондов - грамотные инвестиционные менеджеры могут не согласиться на философию распределения активов. Пенсионеры должны быть озабочены тем, что интересы Фонда инвестиционных менеджеров в Пекине не всегда совпадают с их интересами.
Воздействие проблемных кредитов
НФСО уже, кажется, повышает рискованные ставки путем погружения в проблемные классы активов, которые могли частично быть мотивированы политическим давлением.
Четыре больших государственных компании по управлению активами настроились на покупку кучи невозвратных кредитов банков КНР—в разгар привлечения нового капитала из первичного размещения акций и стратегических инвестиций со стороны страховых компаний и пенсионных фондов.
«Плохие» банки были созданы в Китае в 1999 году для решения проблем страны с невозвратными кредитами, появившимися в результате банковских кредитов государственным предприятиям. «Плохие» банки покупали проблемные кредиты у государственных банков, освобождая баланс последних, чтобы они могли продолжать кредитование госпредприятий.
Изначально, плохие банки получили десятилетние кредиты для финансирования покупки активов и должны были исчезнуть после сворачивания проблемных кредитов за десять лет. Но в экономике Китая произошло создание такого большого количества проблемных кредитов, что эти банки остались и испытывали необходимость в притоке капитала, чтобы продолжать покупать проблемные кредиты.
Досрочный выход на пенсию и социальные волнения
В то же время, в ряде китайских провинций уже принимают планы досрочного выхода на пенсию, чтобы отстранить трудящихся от государственной заработной платы. По крайней мере, семь провинций, главным образом северо-восточные, объявили об этом плане, в соответствии с директивой в Пекине прошлого года, для сокращения производственного потенциала металлургической и горнодобывающей отраслей.
Похоже на политику 1990-х годов, принятую премьер-министром Чжу Жунцзи, когда досрочные пенсионеры не учитываются в официальной статистике по безработице и не могут получить пенсию. Официальный пенсионный возраст для госслужащих в Китае составляет 60 лет для мужчин и 55 или 50 лет для женщин в зависимости от должности. Планы по досрочному выходу на пенсию, как правило, ускоряют процесс на пять лет. Они получают меньшую ежемесячную выплату в течение пяти лет, но ждут официального пенсионного возраста, чтобы насладиться полноценной пенсией.
Это породило волну небольших, но растущих протестов в стране. Если НФСО проявит нерешительность и будет испытывать трудности с выполнением платежных обязательств в будущем, проблемы Пекина могут быстро усугубиться.